Формирование
социальной компетенции у школьников с ограниченными возможностями здоровья на
уроках СБО предполагает приобретение знаний и опыта, значимых для дальнейшей
жизни.
Основная
цель социальной адаптации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь
различными видами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень
самостоятельности для социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных
проблемных ситуаций.
Работа
на уроках социально – бытовой ориентировке это работа в созданных условиях, это
своеобразная социальная тренировка ознакомительного характера с практической
направленностью в хозяйственно-бытовом труде, с развитием двигательных навыков,
предметно – практической деятельностью, с привитием элементарных навыков
самообслуживания. Для того чтобы, став взрослыми, дети могли самостоятельно
обслужить себя, выполняя несложные трудовые операции и по возможности ориентироваться
в окружающем мире.
Вся
работа предполагает повышение активности детей в социальной среде, приспособить
детей к жизни в обществе и труду.
Применительно
к каждому разделу программы, Госстандарт определяет, какие знания, и
практические умения должны быть освоены детьми.
При
этом берется во внимание малая способность выработки двигательных формул,
обилие ненужных движений при их непродуктивности и бесцельности, плохое
активное внимание, недоразвитие речи при относительно хорошем ее понимании.
Так
как в условиях специально организованного обучения возможно частичное
преодоление и сглаживание недостаточности.
Обучение
осуществляется средствами приемлемыми для аномального ребенка и методами,
подобранными на основе возможностей учащихся.
Отрыв
от семьи, от социума ведет к тому, что появляются специфические изменения личности,
которые побуждают его вырабатывать систему установок на окружающий мир и на
самого себя. Это явление социальной депривации, влечет за собой искаженную
ориентацию в жизни, в социальных взаимоотношениях. Следствием является утрата
чувства принадлежности к среде, присущей культуре и переходом на микросреду со
своими ценностями и установками. Следовательно, задачами, стоящими на уроках;
дать шаблоны действий, поведения, отношений, исходя из жизненных реалий,
учитывая особенности психофизического развития.
Так
как к 16-ти годам количественные и качественные результаты олигофренов
соответствуют показателям 7-8 летних учащихся массовой школы, то и вся работа
преломляется с учетом этой особенности. Т.е. в оптимальных для ребенка
условиях, когда инструктаж дается на уровне его понимания, определяется
сложность трудовых заданий, в соответствии с его возможностями, оказывается
необходимая помощь, учитываются индивидуальные склонности.
Главное
- накопить, научиться выполнять, сформировать определенные представления о
близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей.
Приобретение
социального опыта осуществляется через деятельность: учебную, трудовую, игровую
и общение.
Качество
его через приложение усилий самим ребенком, от которых зависит развитие
индивидуальных особенностей.
Приученные
в условиях интернатного учреждения к иждивенчеству и опеке они не осознают
того, что им предстоит самостоятельно устраивать свою жизнь, помимо этого
вступать в общественные отношения, что требует развития социальных умений и
навыков личности, ответственности, умение делать выбор и работать в
сотрудничестве.
Возникает
потребность в подготовке учащихся к меняющимся условиям жизни.
Основные
направления работы по социально-бытовой ориентировке для социальной адаптации
осуществляются в следующих блоках:
1.«Безопасность
жизни»- дети усваивают при изучении правил поведения на дорогах и при ДТП, они
учатся пользоваться электроприборами, спичками, получают понятия о
легковоспламеняющихся материалах, как вести себя в близи открытых водоёмов, на
льду зимой, при сигналах «Пожар», «SOS»
2.«
Жилые помещения »- даёт детям возможность освоить приёмы ухода за жилищем,
создание и сохранение порядка в доме, создание уюта, овладение навыками пользования
бытовой техникой, экономией в быту.
3.
« Культура поведения» - дети учатся правилам культурного общения со знакомыми и
не знакомыми людьми, правилами поведения в общественных местах, им сообщают
знания о семье и семейных отношениях.
4.«Одежда
и обувь»- формирует у детей привычку носить удобную, чистую обувь, одежду,
правильно ухаживать за ними, своевременно чинить одежду и обувь в домашних
условиях и мастерских, умение выбрать одежду и обувь со вкусом, права и
гарантии покупателей.
5.«Ориентирование
в окружающем» - умение ориентироваться в школьном и внешкольном пространстве –
городе, в незнакомом районе, умение пользоваться транспортом, приобретать
необходимые товары, обращаться в организации обслуживающие население. В
освоении этого направления большое значение имеют экскурсии на почту, в
магазины, в аптеку, в библиотеку, в училища, на предприятия.
6.«Отдых
и досуг» - воспитание у детей умение занимательно и интересно для себя
организовать свободное время, знакомит с культурой приема гостей.
7.«Охрана
здоровья» - привитие детям привычки соблюдать личную гигиену, режимные моменты,
своевременно принимать меры, уберегающие от травматизма и распространения
инфекционных заболеваний. С привлечением медицинских работников, которые
проводят по возрастным группам беседы о личной гигиене, о половом воспитании,
венерических заболеваний, о СПИДе.
8.«Питание»
- умение сервировать стол, убирать стол
после приёма пищи, ухаживать за посудой, соблюдать правила поведения за столом,
готовить простые доступные блюда, придерживаясь санитарно – гигиенических
правил и техники безопасности. 9.«Природа» - дети усваивают приемы содержания и
ухода за растениями в доме, знакомятся с
лечебными свойствами растений и использованием их в быту, учатся принимать необходимые меры при
стихийных бедствиях. Большое значение имеют экскурсии в лес (рядом расположен),
где проводятся беседы о культуре поведения в природе.
В
связи с этим основные классические формы такие как (подражание, имитация,
следование данным образцам) не имеют позиции ведущих. Они ведут к однообразию,
порождают отчуждение.
Возникает
необходимость повышать степень самостоятельности учащихся за счет групповых
форм работы, предоставляя возможность выполнить так, как нравиться самому, или
по-другому, не так как все, с умением организовать себя.
В
непоследнюю очередь приходиться заботиться о создании благоприятного
психологического климата, о заряжении положительными эмоциями, о налаживании
взаимоотношений между детьми (так как редко когда в ученических коллективах
присутствует благоприятная психологическая обстановка)
Работа,
которая проводиться в этом плане кропотливая, разъяснительная, с позиции на
равных, с приведением примеров, с воздействием через сам ученических коллектив
Для
повышения эффективности учебной деятельности представляется целесообразным трансформация
способов обучения с учетом динамики функционального состояния школьников, их
утомляемости, эмоционального состояния на данный момент, приходится учитывать
реакции организма с точки зрения «врабатывания» на протяжении недели.
В
процессе практической деятельности определенное значение имеет создание
удовлетворения, от результатов самой работы. Сохраняя за детьми мах свободу
и личную ответственность за выбор, и способ решения задачи. Для этого делается
акцент, на то чтобы каждый ребенок мог справиться с заданием, на красочность,
необычность, новизну, на необходимость знаний в жизни и умение применить их на
практике. С целью поддержания интереса и активности детей, учитывается
практическая направленность, большая свобода в действиях, так как постоянная
позиция «ведомых» обычно находит выражение в негативных реакциях, порицании,
отчуждении со стороны детей. Оправданным является частая смена деятельности,
занимательный характер занятий, по возможности разнообразие их. Положительное
значение имеет совместная продуктивная деятельность, где в начале действует
взрослый, а в дальнейшем воспитанники по предложенному плану, выполняют
действия самостоятельно.
Занятия
включают в себя игры на восприятие свойств предметов (цвет, форму, величину,
особые свойства, восприятие пространства, поверхности, тяжести, звука)
Задания
развивающие активность, целостность, константность, дифференцированность, восприятие (на основе
наглядно- практических и наглядно-образных действий)
Упражнения
и игры на организацию произвольного внимания.
Игры
и упражнения на развитие различных форм памяти, восприятия
Задания
способствующие мыслить самостоятельно.
Групповая
игротерапия развивает коммуникативную компетентность, развивает способность к
осознанию себя и своих возможностей, образа «своего Я» Особенно это хорошо
наблюдать на тренингах. При этом расширяется сфера осознания чувств и
переживаний, которые способствуют формированию адекватных способов поведения,
деятельности, перенос способов действий в окружающий социум.
Применяются
различные виды работ с включением двигательного, тактильного подкрепления,
моделирования. С этой целью проводятся дидактические игры, упражнения, используется
этнос, дидактический материал, узнавание с помощью вопросов, придумывание,
беседы, задания с запланированными ошибками. В качестве стимульного материала
используются рисунки, картинки, работы детей за прошлые годы, технологические
карточки, натуральные объекты. Возникает необходимость подбора материала, его
переработка, разнообразие, доступность, учитывая необходимость в дальнейшей
жизни, с целью повышения интереса к предмету, активизации учащихся и упрощения
полученных знаний для жизненной практики.
Проводимая
работа имеет большое значение для формирования таких личностных качеств, как
привычка к трудовому усилию, вырабатывается способность работать в коллективе,
что является очень важным условием для дальнейшей социальной адаптации
Комментариев нет:
Отправить комментарий