БЛОГ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТ 8 ВИДА
И ИХ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ МЕЛЬНИЧУК АЛЬБИНЫ ВИКТОРОВНЫ
ДОБРЫЙ ДЕНЬ! РАДЫ ВИДЕТЬ ВАС НА СТРАНИЦАХ НАШЕГО БЛОГА! БУДЕМ РАДЫ ВАШИМ КОММЕНТАРИЯМ.

1 сентября 2023 г.

Работа по формированию самостоятельности у учащихся для успешной социальной и трудовой адаптации

 

Формирование социальной компетенции у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках СБО предполагает приобретение знаний и опыта, значимых для дальнейшей жизни.

Основная цель социальной адаптации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности для социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.

Работа на уроках социально – бытовой ориентировке это работа в созданных условиях, это своеобразная социальная тренировка ознакомительного характера с практической направленностью в хозяйственно-бытовом труде, с развитием двигательных навыков, предметно – практической деятельностью, с привитием элементарных навыков самообслуживания. Для того чтобы, став взрослыми, дети могли самостоятельно обслужить себя, выполняя несложные трудовые операции и по возможности ориентироваться в окружающем мире.

Вся работа предполагает повышение активности детей в социальной среде, приспособить детей к жизни в обществе и труду.

Применительно к каждому разделу программы, Госстандарт определяет, какие знания, и практические умения должны быть освоены детьми.

При этом берется во внимание малая способность выработки двигательных формул, обилие ненужных движений при их непродуктивности и бесцельности, плохое активное внимание, недоразвитие речи при относительно хорошем ее понимании.

Так как в условиях специально организованного обучения возможно частичное преодоление и сглаживание недостаточности.

Обучение осуществляется средствами приемлемыми для аномального ребенка и методами, подобранными на основе возможностей учащихся.

Отрыв от семьи, от социума ведет к тому, что появляются специфические изменения личности, которые побуждают его вырабатывать систему установок на окружающий мир и на самого себя. Это явление социальной депривации, влечет за собой искаженную ориентацию в жизни, в социальных взаимоотношениях. Следствием является утрата чувства принадлежности к среде, присущей культуре и переходом на микросреду со своими ценностями и установками. Следовательно, задачами, стоящими на уроках; дать шаблоны действий, поведения, отношений, исходя из жизненных реалий, учитывая особенности психофизического развития.

Так как к 16-ти годам количественные и качественные результаты олигофренов соответствуют показателям 7-8 летних учащихся массовой школы, то и вся работа преломляется с учетом этой особенности. Т.е. в оптимальных для ребенка условиях, когда инструктаж дается на уровне его понимания, определяется сложность трудовых заданий, в соответствии с его возможностями, оказывается необходимая помощь, учитываются индивидуальные склонности.

Главное - накопить, научиться выполнять, сформировать определенные представления о близких и конкретных фактах общественной жизни, труда и быта людей.

Приобретение социального опыта осуществляется через деятельность: учебную, трудовую, игровую и общение.

Качество его через приложение усилий самим ребенком, от которых зависит развитие индивидуальных особенностей.

Приученные в условиях интернатного учреждения к иждивенчеству и опеке они не осознают того, что им предстоит самостоятельно устраивать свою жизнь, помимо этого вступать в общественные отношения, что требует развития социальных умений и навыков личности, ответственности, умение делать выбор и работать в сотрудничестве.

Возникает потребность в подготовке учащихся к меняющимся условиям жизни.

Основные направления работы по социально-бытовой ориентировке для социальной адаптации осуществляются в следующих блоках:

1.«Безопасность жизни»- дети усваивают при изучении правил поведения на дорогах и при ДТП, они учатся пользоваться электроприборами, спичками, получают понятия о легковоспламеняющихся материалах, как вести себя в близи открытых водоёмов, на льду зимой, при сигналах «Пожар», «SOS»

2.« Жилые помещения »- даёт детям возможность освоить приёмы ухода за жилищем, создание и сохранение порядка в доме, создание уюта, овладение навыками пользования бытовой техникой, экономией в быту.

3. « Культура поведения» - дети учатся правилам культурного общения со знакомыми и не знакомыми людьми, правилами поведения в общественных местах, им сообщают знания о семье и семейных отношениях.

4.«Одежда и обувь»- формирует у детей привычку носить удобную, чистую обувь, одежду, правильно ухаживать за ними, своевременно чинить одежду и обувь в домашних условиях и мастерских, умение выбрать одежду и обувь со вкусом, права и гарантии покупателей.

5.«Ориентирование в окружающем» - умение ориентироваться в школьном и внешкольном пространстве – городе, в незнакомом районе, умение пользоваться транспортом, приобретать необходимые товары, обращаться в организации обслуживающие население. В освоении этого направления большое значение имеют экскурсии на почту, в магазины, в аптеку, в библиотеку, в училища, на предприятия.

6.«Отдых и досуг» - воспитание у детей умение занимательно и интересно для себя организовать свободное время, знакомит с культурой приема гостей.

7.«Охрана здоровья» - привитие детям привычки соблюдать личную гигиену, режимные моменты, своевременно принимать меры, уберегающие от травматизма и распространения инфекционных заболеваний. С привлечением медицинских работников, которые проводят по возрастным группам беседы о личной гигиене, о половом воспитании, венерических заболеваний, о СПИДе.

8.«Питание» - умение сервировать  стол, убирать стол после приёма пищи, ухаживать за посудой, соблюдать правила поведения за столом, готовить простые доступные блюда, придерживаясь санитарно – гигиенических правил и техники безопасности. 9.«Природа» - дети усваивают приемы содержания и ухода  за растениями в доме, знакомятся с лечебными свойствами растений и использованием их  в быту, учатся принимать необходимые меры при стихийных бедствиях. Большое значение имеют экскурсии в лес (рядом расположен), где проводятся беседы о культуре поведения в природе.  

 

В связи с этим основные классические формы такие как (подражание, имитация, следование данным образцам) не имеют позиции ведущих. Они ведут к однообразию, порождают отчуждение.

Возникает необходимость повышать степень самостоятельности учащихся за счет групповых форм работы, предоставляя возможность выполнить так, как нравиться самому, или по-другому, не так как все, с умением организовать себя.

В непоследнюю очередь приходиться заботиться о создании благоприятного психологического климата, о заряжении положительными эмоциями, о налаживании взаимоотношений между детьми (так как редко когда в ученических коллективах присутствует благоприятная психологическая обстановка)

Работа, которая проводиться в этом плане кропотливая, разъяснительная, с позиции на равных, с приведением примеров, с воздействием через сам ученических коллектив

Для повышения эффективности учебной деятельности представляется целесообразным трансформация способов обучения с учетом динамики функционального состояния школьников, их утомляемости, эмоционального состояния на данный момент, приходится учитывать реакции организма с точки зрения «врабатывания» на протяжении недели.

В процессе практической деятельности определенное значение имеет создание удовлетворения, от результатов самой работы. Сохраняя за детьми мах свободу и личную ответственность за выбор, и способ решения задачи. Для этого делается акцент, на то чтобы каждый ребенок мог справиться с заданием, на красочность, необычность, новизну, на необходимость знаний в жизни и умение применить их на практике. С целью поддержания интереса и активности детей, учитывается практическая направленность, большая свобода в действиях, так как постоянная позиция «ведомых» обычно находит выражение в негативных реакциях, порицании, отчуждении со стороны детей. Оправданным является частая смена деятельности, занимательный характер занятий, по возможности разнообразие их. Положительное значение имеет совместная продуктивная деятельность, где в начале действует взрослый, а в дальнейшем воспитанники по предложенному плану, выполняют действия самостоятельно.

Занятия включают в себя игры на восприятие свойств предметов (цвет, форму, величину, особые свойства, восприятие пространства, поверхности,  тяжести, звука)

Задания развивающие активность, целостность, константность,  дифференцированность, восприятие (на основе наглядно- практических и наглядно-образных действий)

Упражнения и игры на организацию произвольного внимания.

Игры и упражнения на развитие различных форм памяти, восприятия

Задания способствующие мыслить самостоятельно.

Групповая игротерапия развивает коммуникативную компетентность, развивает способность к осознанию себя и своих возможностей, образа «своего Я» Особенно это хорошо наблюдать на тренингах. При этом расширяется сфера осознания чувств и переживаний, которые способствуют формированию адекватных способов поведения, деятельности, перенос способов действий в окружающий социум.

Применяются различные виды работ с включением двигательного, тактильного подкрепления, моделирования. С этой целью проводятся дидактические игры, упражнения, используется этнос, дидактический материал, узнавание с помощью вопросов, придумывание, беседы, задания с запланированными ошибками. В качестве стимульного материала используются рисунки, картинки, работы детей за прошлые годы, технологические карточки, натуральные объекты. Возникает необходимость подбора материала, его переработка, разнообразие, доступность, учитывая необходимость в дальнейшей жизни, с целью повышения интереса к предмету, активизации учащихся и упрощения полученных знаний для жизненной практики.

Проводимая работа имеет большое значение для формирования таких личностных качеств, как привычка к трудовому усилию, вырабатывается способность работать в коллективе, что является очень важным условием для дальнейшей социальной адаптации

Комментариев нет: