Пояснительная
записка
Воспитательная система классного коллектива
рассчитана на срок обучения с 5 по 9 класс. В связи с меняющимися условиями
жизни в обществе, воспитание и обучение учащихся с ограниченными возможностями
здоровья является приоритетным. Проблема
воспитания заслуживает самого
пристального рассмотрения, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России,
ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету - о национальной
безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии,
гражданском становлении подрастающего поколения.
Развитие воспитания в системе образования России в
последние годы по праву стало одним из приоритетных направлений. Ведущей идеей
разработки научного обоснования модели
воспитательной работы является идея современной гуманистической
философии, психологии, педагогики о человеке как высшей ценности и субъекте
собственной жизнедеятельности, о значимости периода детства в освоении
культуры, духовности, нравственно-этических и социальных ориентиров,
определяющих саморазвитие и самоактуализацию развивающейся личности.
Программа определяет форму организации будущей
деятельности и условия достижения
поставленных целей. Воспитательная система
включает: стратегические
идеи; анализ ситуации и
обоснование целей; способы
разрешения проблемных ситуаций.
Психодиагностический инструментарий, используемый
при внедрении
модели воспитательной системы класса.
Для
5-6 класса: Проективные методы (рисунок
«Несуществующее в мире животное»
«Самый радостный (грустный) день в
школьной жизни»), Социометрия, Сочинения на темы «Мой класс», «Что меня радует
в нашей школе», «Мои одноклассники» и
др.
Для 7-9 класса: Проективные методы исследования
(рисунок «Несуществующее в мире животное» ,«Самый радостный (грустный) день в
школьной жизни»), Социометрия, Личностный опросник Методика «Ценностные
ориентации», Цветовой тест Люшера, Тесты профориентации Климова,
Цель
воспитательной работы: создание условий для самореализации и саморазвития
личности обучающихся, их успешной социализации в обществе, чтобы
воспитательное пространство стало пространством самовыражения личности ребенка.
На выбор цели повлияли интересы и
потребности учащихся. Среди них можно отметить следующие: Проблемы, существующие в общении между
людьми; Безнравственность и
бездуховность, проявляющаяся в обществе;
Падение интереса к знаниям;
Основные
задачи: формирование и развитие коллектива класса, создание благоприятных
условий для обучающихся, формирование здорового образа жизни, гуманизация
отношений между обучающимися.
Каждый новый учебный год начинается с
социометрического исследования классного коллектива, которое помогает:
1.выявить
лидеров класса (это не всегда можно увидеть посредством наблюдения)
2.отследить
наличие групп и их взаимодействие между собой;
3.увидеть
динамику межличностных отношений в коллективе;
4.понять,
кто из ребят чувствует себя дискомфортно в коллективе и др.
Создание модели
воспитательной системы невозможно без глубокого и детального изучения учащихся.
Незаменимым диагностическим средством является социометрическая матрица Р.Желя.
Деятельность по моделированию воспитательной системы
класса можно представить как трехэтапный
процесс проектируемый учителем:
Диагностика |
Организация общения |
Организация
взаимодействия |
Для получения
необходимой информации использую социометрическую матрицу |
Главное
направление воспитательной
деятельности - развитие умений учеников в сотрудничестве с учителем. Опорными
моментами выступает: 1. совместное
планирование творческого дела. |
В
этом плане следует отметить два основных момента: 2.
раскрытие "малых талантов" имеющихся у каждого ученика |
Все вышесказанное определило основное направление в
работе – отношения между учащимися класса и взрослыми осуществлять по принципу
сотрудничества. Т. е. три Д:
доверие + доброжелательность + диалог
- это формула характеризует
отношения в классе.
Сущность воспитательной системы
класса характеризуют такие понятия: как
«добро», «доброта», «коллектив», «
уважение», «доверие», « индивидуальность»,
« самостоятельность», «сотрудничество»,
«взаимопомощь». Создать коллектив означает только одно - учить
детей совместному взаимодействию.
В своей работе
стремлюсь, чтобы эти ценности
составляли основу деятельности класса,
проявлялись в общении и отношении не только в классе, но и вне класса,
постепенно превратились бы в ценностные ориентации личности каждого ученика.
Соблюдение субординации при обращении с
детьми, безусловно, но все же: быть с
ними на равных очень важно, для общения. Особая роль в системе работы
классного сообщества отводиться самооценке, воспитанию коллективом,
самостоятельности, исправлению своих ошибок.
Доминирующий
вид деятельности способствующий формированию класса:
игры,
игры – путешествия, коллективная творческая деятельность, беседы, уроки –
общения, соревнования, упражнения, конкурсы, КВН, викторины, тренинговые
занятия, библиотечный час, участие в школьных
праздниках, занимательные игры.
Поэтому
основными направлениями деятельности являются:
общение |
учеба |
досуг |
здоровье |
научно – методическая
работа |
Изучение положения
каждого ребенка в коллективе и проблем в общении |
Изучать и влиять на
кругозор учащихся, обогащение представлений об окружающем мире |
Изучение интересов во
внеурочное время |
Пропаганда здорового
образа жизни |
Систематическое
изучение методической литературы,
мониторинг, диагностика, консультирование у психолога, работа с
документами, участие в работе методического объединения классных
руководителей |
Организация
взаимодействия предполагает создание ситуаций, в которых взаимодействие
происходит не столько между учителем и учениками, сколько между учениками. Этот
этап может быть назван "этапом отстранения", предоставления ученикам
максимальной инициативы. Но он требует особенно тщательной подготовки и
способностей к педагогическому мастерству. Механизм развития личности - это
состязание в творчестве, во всех его видах: от совместного порождения ценных
идей до воплощения их в конкретные дела.
Рассмотрим
два варианта алгоритмов творческой деятельности:
- в
макрогруппе (параллель классов, школа, объединение по интересам)
- в
микрогруппе (класс, команда, отряд, бригада).
Под
алгоритмом в данном случае понимается обязательная последовательность,
единство, системность действий, выступающих в качестве организационных опор,
где важна каждая мелочь, но и остается простор для творческой интерпретации
каждого шага.
Главное направление незаметной воспитательной
деятельности - развитие творческих и организаторских умений учеников в
сотрудничестве с учителем. Опорными моментами выступают: совместное
планирование творческого дела; совместный выбор главного направления в работе;
ученический контроль и проверка хода подготовки и проведения творческого дела;
распределение временных обязанностей руководства по принципу перемены
социальных ролей. Важное место в воспитании отвожу общению. Для овладения
культурой общения организую – тематические часы
общения. Это комплекс специально разработанных упражнений на общение, в
которых используется сохранный эмоциональный
потенциал.
Важное
условие - создание ситуации успеха в
любом деле, закрепление в психике стереотипа «я могу», а из него вытекают –
«мне это нравится», «я хочу», стремление понять каждого ученика, не
ограничивать общение только рамками своего класса. Это может привести к
появлению группового эгоизма. Поэтому дружба, соперничество с параллельным
классом, участие в общешкольных мероприятиях, праздниках помогает расширить
рамки общения. При подготовке мероприятий создаются группы детей (2-3 человека) с учетом предпочтения, интересов, личного
желания, назовем это временным объединением,
для того чтобы в «микро» группе ребенок мог больше реализовать свои
способности, в условиях ограниченного контакта значительно легче раскрыть свои
«малые таланты», нежели находясь в общей массе себе подобных. Этот
психологический эффект, помогает раскрыться даже самым неуверенным в себе
учащимся. Мечтой большинства педагогов является желание дойти до каждого
ученика, наиболее полно раскрыть его способности и возможности. Очевидно, что путь к осуществлению данной мечты –
направление развития личности, во всех ее видах: от совместного порождения
ценных идей до воплощения их в конкретные дела.
Комментариев нет:
Отправить комментарий