БЛОГ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТ 8 ВИДА
И ИХ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ МЕЛЬНИЧУК АЛЬБИНЫ ВИКТОРОВНЫ
ДОБРЫЙ ДЕНЬ! РАДЫ ВИДЕТЬ ВАС НА СТРАНИЦАХ НАШЕГО БЛОГА! БУДЕМ РАДЫ ВАШИМ КОММЕНТАРИЯМ.

1 сентября 2021 г.

Воспитательная система «В мире добра»

 

Пояснительная записка

Воспитательная система классного коллектива рассчитана на срок обучения с 5 по 9 класс. В связи с меняющимися условиями жизни в обществе, воспитание и обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья является  приоритетным. Проблема воспитания  заслуживает самого пристального рассмотрения, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету - о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения.

Развитие воспитания в системе образования России в последние годы по праву стало одним из приоритетных направлений. Ведущей идеей разработки научного обоснования модели   воспитательной работы является идея современной гуманистической философии, психологии, педагогики о человеке как высшей ценности и субъекте собственной жизнедеятельности, о значимости периода детства в освоении культуры, духовности, нравственно-этических и социальных ориентиров, определяющих саморазвитие и самоактуализацию развивающейся личности.

Программа определяет форму организации будущей деятельности и условия  достижения поставленных целей. Воспитательная система  включает: стратегические идеи; анализ ситуации и обоснование целей; способы разрешения проблемных ситуаций.

Психодиагностический инструментарий, используемый при внедрении модели воспитательной системы класса.

Для 5-6 класса: Проективные методы  (рисунок «Несуществующее в мире животное»                  
 «Самый радостный (грустный) день в школьной жизни»), Социометрия, Сочинения на темы «Мой класс», «Что меня радует в нашей школе»,  «Мои одноклассники» и др.

Для 7-9 класса: Проективные методы исследования (рисунок «Несуществующее в мире животное» ,«Самый радостный (грустный) день в школьной жизни»), Социометрия, Личностный опросник Методика «Ценностные ориентации», Цветовой тест Люшера, Тесты профориентации Климова,

            Цель воспитательной работы: создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся, их успешной социализации в обществе, чтобы воспитательное  пространство стало  пространством самовыражения личности ребенка.

На выбор цели повлияли интересы и потребности учащихся. Среди них можно отметить следующие:  Проблемы, существующие в общении между людьми;  Безнравственность и бездуховность, проявляющаяся в обществе;  Падение интереса к знаниям;

            Основные задачи: формирование и развитие коллектива класса, создание благоприятных условий для обучающихся, формирование здорового образа жизни, гуманизация отношений между обучающимися.

Каждый новый учебный год начинается с социометрического исследования классного коллектива, которое помогает:

1.выявить лидеров класса (это не всегда можно увидеть посредством  наблюдения)

2.отследить наличие групп и их взаимодействие между собой;

3.увидеть динамику межличностных отношений в коллективе;

4.понять, кто из ребят чувствует себя дискомфортно в коллективе и др.

Создание модели воспитательной системы невозможно без глубокого и детального изучения учащихся. Незаменимым диагностическим средством является социометрическая матрица Р.Желя.

     

Деятельность по моделированию воспитательной системы класса можно представить как трехэтапный  процесс проектируемый учителем:

Диагностика

Организация общения

Организация взаимодействия

Для получения необходимой информации использую социометрическую матрицу


Главное направление  воспитательной деятельности - развитие умений учеников в сотрудничестве с учителем. Опорными моментами выступает:

1. совместное планирование творческого дела.
2. совместный выбор главного направления в работе
3.  ученический контроль и проверка хода подготовки и проведения творческого дела

В этом плане следует отметить два основных момента:
1. побуждение к деятельности происходит через поощрение

2. раскрытие "малых талантов" имеющихся у каждого ученика

 

Все вышесказанное определило основное направление в работе – отношения между учащимися класса и взрослыми осуществлять по принципу сотрудничества. Т. е.  три  Д:  доверие + доброжелательность + диалог  -    это формула  характеризует  отношения в классе.

Сущность воспитательной системы класса характеризуют такие понятия:  как «добро», «доброта»,  «коллектив», « уважение», «доверие»,  « индивидуальность», « самостоятельность»,  «сотрудничество», «взаимопомощь». Создать коллектив означает только одно -  учить  детей совместному взаимодействию.

В своей работе  стремлюсь,    чтобы эти ценности составляли основу деятельности класса,  проявлялись в общении и отношении не только в классе, но и вне класса, постепенно превратились бы в ценностные ориентации личности каждого ученика. Соблюдение субординации при обращении с  детьми, безусловно, но все же: быть с  ними на равных очень важно, для общения. Особая роль в системе работы классного сообщества отводиться самооценке, воспитанию коллективом, самостоятельности, исправлению своих ошибок.

Доминирующий вид  деятельности   способствующий   формированию класса:

игры, игры – путешествия, коллективная творческая деятельность, беседы, уроки – общения, соревнования, упражнения, конкурсы, КВН, викторины, тренинговые занятия, библиотечный час, участие в школьных  праздниках, занимательные игры.

Поэтому основными направлениями деятельности являются:

общение

учеба

досуг

здоровье

научно – методическая работа

Изучение положения каждого ребенка в коллективе и проблем в общении

Изучать и влиять на кругозор учащихся, обогащение представлений об окружающем мире

Изучение интересов во внеурочное время

Пропаганда здорового образа жизни 

Систематическое изучение методической литературы,  мониторинг, диагностика, консультирование у психолога, работа с документами, участие в работе методического объединения классных руководителей

Организация взаимодействия предполагает создание ситуаций, в которых взаимодействие происходит не столько между учителем и учениками, сколько между учениками. Этот этап может быть назван "этапом отстранения", предоставления ученикам максимальной инициативы. Но он требует особенно тщательной подготовки и способностей к педагогическому мастерству. Механизм развития личности - это состязание в творчестве, во всех его видах: от совместного порождения ценных идей до воплощения их в конкретные дела.

Рассмотрим два варианта алгоритмов творческой деятельности:

  1. в макрогруппе (параллель классов, школа, объединение по интересам)
  2. в микрогруппе (класс, команда, отряд, бригада).

Под алгоритмом в данном случае понимается обязательная последовательность, единство, системность действий, выступающих в качестве организационных опор, где важна каждая мелочь, но и остается простор для творческой интерпретации каждого шага.

Главное направление незаметной воспитательной деятельности - развитие творческих и организаторских умений учеников в сотрудничестве с учителем. Опорными моментами выступают: совместное планирование творческого дела; совместный выбор главного направления в работе; ученический контроль и проверка хода подготовки и проведения творческого дела; распределение временных обязанностей руководства по принципу перемены социальных ролей. Важное место в воспитании отвожу общению. Для овладения культурой общения организую – тематические часы  общения. Это комплекс специально разработанных упражнений на общение, в которых используется сохранный эмоциональный  потенциал.

Важное условие -  создание ситуации успеха в любом деле, закрепление в психике стереотипа «я могу», а из него вытекают – «мне это нравится», «я хочу», стремление понять каждого ученика, не ограничивать общение только рамками своего класса. Это может привести к появлению группового эгоизма. Поэтому дружба, соперничество с параллельным классом, участие в общешкольных мероприятиях, праздниках помогает расширить рамки общения. При подготовке  мероприятий  создаются группы детей (2-3 человека)  с учетом предпочтения, интересов, личного желания, назовем это временным объединением,  для того чтобы в «микро» группе ребенок мог больше реализовать свои способности, в условиях ограниченного контакта значительно легче раскрыть свои «малые таланты», нежели находясь в общей массе себе подобных. Этот психологический эффект, помогает раскрыться даже самым неуверенным в себе учащимся. Мечтой большинства педагогов является желание дойти до каждого ученика, наиболее полно раскрыть его способности и  возможности. Очевидно,  что путь к осуществлению данной мечты – направление развития личности, во всех ее видах: от совместного порождения ценных идей до воплощения их в конкретные дела.  


 

Комментариев нет: