БЛОГ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТ 8 ВИДА
И ИХ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ МЕЛЬНИЧУК АЛЬБИНЫ ВИКТОРОВНЫ
ДОБРЫЙ ДЕНЬ! РАДЫ ВИДЕТЬ ВАС НА СТРАНИЦАХ НАШЕГО БЛОГА! БУДЕМ РАДЫ ВАШИМ КОММЕНТАРИЯМ.

18 апреля 2012 г.

КЛАССНЫЙ ЧАС


Тема: «Люди существуют друг для друга»   (учимся общению)
Цель: Помочь учащимся понять необходимость и ценность общения.
       Сформировать представления о правилах общения.
Форма: Диалог с элементами тренинга.
Информация к размышлению:
Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще больше.
Ф. Ларошфуко
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
Во вступительном слове учитель объясняет учащимся, что учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины.
И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.
Учитель обращается к эпиграфу классного часа и предлагает ребятам высказать свое отношение к словам Ларошфуко в заключение классного часа. 
Упражнение  «Мой девиз»
Учитель предлагает учащимся придумать для себя жизненный девиз (можно уточнить условие: задание выполняется только теми, кто сам себе не безразличен).
После выполнения задания, на которое отводится 3 минуты, участники конкурса выступают со своими девизами, жюри оценивает оригинальность и содержание.
Упражнение: «Мой круг общения»
Определить «круг общения» учащимся поможет следующее упражнение.
Необходимо начертить круг, каждый участник класса встает по линии круга в форме пирога, кто-то может быть в середине (это свечки на торте), кто-то будет предложен на роль «розочек»… разделив «торт» на доли, можно увидеть круг общения и предпочтения каждого ученика (кто рядом стоит), лидеров (свечки), предпочитаемых (розочки).
После выполнения задания учащиеся обмениваются мнениями.
Как осуществлялся процесс общения?




Психологи отмечают, что в восприятии нами другого человека важную роль играет интонация.
Интонация — тон и манера произношения слова, выражающего отношение говорящего к тому, что он произносит.
Вы, наверное, замечали, что одну и ту же фразу или слово, например, «Здравствуйте», можно сказать так, что человек будет уверен, что вы искренне рады его видеть и желаете ему здравия, а можно это же самое слово произнести совершенно равнодушно. Поэтому очень важно следить не только за тем, что вы говорите, но и с какой интонацией вы обращаетесь к человеку.
Упражнение «Пойми меня»
Выберите одного ученика и попросите его выйти из класса.
Предложите другим учащимся выучить пословицу, например:
«Не рой другому яму, сам в нее попадешь» (каждый из играющих учит одно слово). Прорепетируйте, чтобы все участники игры произносили свои слова одновременно.
Пригласите ученика и объясните, что ему надо понять, что скажут ребята.
По вашей команде играющие начинают произносить слова пословицы. В итоге хаос и никто не понимает, о чем идет речь.
Упражнение «Облака»
Упражнение «Облака» описано в книге «Преподавание прав человека», М., 1997.
Учитель предлагает детям закрыть глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднять руку тем, кто никогда никого не обзывал обидным словом. Результаты опроса известны только учителю.
Учитель раздает всем детям листки, вырезанные в форме облака, на котором ребенок пишет обидное слово, сказанное ему.
Учитель собирает облака и прикрепляет их на большой оранжевый кружок, символизирующий солнце.
Учитель обращается к ребятам с вопросом «Что может сейчас произойти?». Дети отвечают, что на класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.
Учитель просит рассказать ребят, что они чувствовали, когда их обозвали, и что они сделали в ответ. Наиболее типичные реакции записываются на доске в две колонки.

Действия                                                                               
Чувства
Я сказал, что нельзя обзываться.  
Мне хотелось плакать.

Я просто отошел в сторону.                                      
Я хотел   ударить обидчика.





Правила выхода из конфликтных ситуаций:
1.Говори только о своих чувствах, а не о промахах других (например: «Опять, бессовестный, ты вернулся домой с прогулки поздно». А если: «Я так волновался, на улице темно, а тебя нет дома!»)
2.Говори четко и ясно, чтобы собеседник мог понять, какой смысл ты вкладываешь в свои слова.
«Уход от проблемы». Если ты понимаешь: чтобы ты ни сказал, это оскорбит или ранит собеседника, откажись от продолжения разговора. Это лишь кажется, что ты бежишь от сложностей. На самом деле иногда этот вариант может быть самым уместным в конфликтной ситуации.
3.Научись слушать собеседника! Внимательно слушать кого-то — это значит слышать слова, которые он говорит, и стараться понять его чувства.
4.Извинись! Извиниться не просто, но это возможный способ прекратить конфликт. Попробуй произнести следующие фразы: «Мне очень жаль, что      так вышло, извини!», «Я совсем не хотел, чтобы так получилось!»
5.Переговоры. «Давай обсудим ситуацию».
Отложи обсуждение. Иногда решить конфликтную ситуацию помогает время.    Лучше немного
успокоиться, подождать, отложить выяснение вопроса, но ты должен быть уверен, что вы снова встретитесь и обсудите ситуацию. Можно использовать следующие фразы: «Сейчас я очень устал, давай поговорим завтра», «Я тороплюсь, давай встретимся после обеда и все обсудим».
6.Компромисс. Обычно он вытекает из переговоров. Но для этого необходимо желание обеих сторон. Можно предложить своему оппоненту: «Я сделаю это, а ты сделай вот это», «Я уступаю тебе в этом, а ты уступи мне в том».
7.Привлеки посредника. Это означает попросить кого-то, кто не участвует в конфликте, помочь вам.

Комментариев нет: